После отмены в конце прошлого года государственных субсидий на покупку электромобилей их продажи в Германии вошли в крутое пике. Поначалу спад удавалось сдерживать фирменными аналогами субсидий (компании сами давали скидки на свои машины), но свежая статистика показывает, что в июле на немецком рынке было продано на 37% меньше электромобилей, чем годом ранее, а в августе спад увеличился до 69%. Понимая, что рынок нужно спасать, немецкое правительство подготовило новый проект субсидий для электромобилей.
Правда, если ранее скидки полагались всем конечным покупателям (и частично возвращались производителю), то теперь выбрана более узкая ниша — корпоративные продажи. Компаниям, приобретающим электромобили, будет предложена существенная налоговая льгота в размере 40% в год покупки, хотя в последующие годы она постепенно уменьшится до 6%.
Новая программа будет действовать для электромобилей, купленных с 1 июля 2024 года и до декабря 2028-го. Более того, верхнюю границу цены электромобилей, на которые распространяются субсидии, повысили до с 70 тысяч до 95 тысяч евро. Очевидно, такая мера понадобилась, чтобы включить в программу дорогие немецкие модели премиум-сегмента, чтобы помочь их производителям. Например, показанный на фото ниже седан BMW i5 в Германии стоит минимум 70200 евро. По расчетам, новые электромобильные субсидии обойдутся немецким налогоплательщикам в 540 млн евро.
Доля корпоративных продаж на рынке Германии действительно велика, поэтому новая мера действительно может оказать положительное действие на сбыт электромобилей. Однако, не все считают, что корень проблем немецких (да и в целом европейских) автопроизводителей лежит только в снижающемся спросе на электромобили. Например, финансовый директор концерна Volkswagen Арно Антлиц, который недавно сделал громкое заявление о том, что в ближайшие два года весь Volkswagen может пойти ко дну, имеет иное мнение.
Антлиц объяснил свою позицию общей тяжелой ситуацией на европейском рынке, который так и не восстановился после пандемии, поскольку сейчас ежегодно продается на два миллиона меньше автомобилей, чем четыре года назад. Концерн Volkswagen со всеми дочерними марками занимает примерно 25% всего авторынка Европы, то есть сейчас он недопродает около 500 тысяч машин в год, что эквивалентно производственной мощности двух заводов. Едва ли немецкая программа субсидий для электромобилей станет спасением в этой ситуации.